Брак является одним из семи Таинств Православной Церкви. Это таинство также называется Таинством Венчания. В этом священнодействии Сам Господь соединяет жениха и невесту в единое целое и благословляет их новообразованный супружеский союз, целью которого является совершенствование семейной пары во Христе и вселение ее в Царствие Божие.

Брак был установлен Богом еще во времена Ветхого Завета,  сразу же после сотворения первых людей – Адама и Евы. О ветхозаветном установлении  брака можно прочитать в первых главах книги Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28). Из Евангелия от Иоанна мы  узнаем, что Иисус Христос Своим присутствием освятил и благословил брак в Кане Галлилейской, и даже совершил там Свое первое чудо, превратив воду в вино (Ин. 2: 1-11). Во время своих проповедей Господь часто сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. А святые отцы нередко говорили о союзе Христа и Церкви как о союзе жениха и невесты.

В истории человечества изначально в брачном союзе между мужчиной и женщиной особо выделялась мистическая, таинственная сторона. Практически во всех культурах брак всегда совершался перед лицом Бога. И только лишь юридическое скрепление брачных  уз являлось недостаточным и не прочным основанием. Почему? Дело в том, что религиозная сторона бракосочетания давала нашим предкам возможность совместного духовного возрастания и совершенствования в Господе, что являлось для них залогом крепости их семейных отношений. Московский протоиерей Валентин Амфитеатров писал: «Христианская семья есть вместилище любви. Любовь же требует беспрерывных и самых нежных, самых кротких, бесстрастных, восторженных отношений. Но они недостижимы, как небо, для тех, кто не поднялся на ступень послушания в лествице духовного восхождения».

Перед началом Таинства Брака священнослужитель вопрошает жениха и невесту об искренности и непринужденности их желания венчаться, а затем уточняет у них отсутствие брачных обязательств и обещаний перед другими людьми; жених и невеста обещают друг другу хранить верность и святость их семейных отношений, а также следовать по пути Христовых заповедей.

Сохранять на протяжении всей жизни обеты (обещания), подаваемые в Таинстве Венчания, семейной паре помогает благодать Святого Духа. Во время совершения Таинства даруется освящающая благодать, помогающая семье возрастать духовно и воспитывать в духе и истине своих детей. Но нужно помнить, что благодать Святого Духа, даруемую в Таинстве, нужно беречь, ибо подается она в качестве залога, который можно как растратить, так и приумножить. Благочестивая семейная жизнь способствует приумножению этой благодати, а греховная – приводит к ее растрате, ибо в Евангелии сказано, что: «…всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет…» (Мф. 25:29).

В момент Венчания жених и невеста заключают свой союз навечно в Царствии Небесном. Изменяется сам способ их существования. Они обретают таинственное нерасторжимое единство – становятся одним единым целым.

Следуя словам Священного Писания: «…Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). Православная Церковь учит, что даже после смерти венчанный брак не распадается. Церковь сочетает браком, но не расторгает его. Только в исключительныхслучаях она дает согласие на расторжение брака. Это происходит тогда, когда брак уже осквернен прелюбодеянием или когда разрушен особо тяжкими обстоятельствами жизни. В этот момент Церковь лишь констатирует, что любовь, чистота и святость семейных отношений в этом браке умерли. Вступление во второй брак  после смерти мужа или жены допускается Церковью. Но такой брак рассматривается как уступка плоти, во избежание распутства.

Существует ряд суеверий, связанных с Таинством Брака:

1.  Некоторые люди убеждены, что если в момент венчания упало обручальное кольцо или погасла венчальная свеча, то брак будет несчастным. Другие считают, что главенство в семье обретает тот из супругов, который во время венчания первым  вступает на расстилаемое под ногами жениха и невесты полотенце. А третьи придерживаются мнения о том, что венчание в мае  гарантирует неспокойную семейную жизнь.

Нужно сказать, что все выше перечисленные убеждения являются порицаемыми Церковью суевериями и не имеют ничего общего с действительным положением вещей.

Во время венчания происходит заключение брака перед лицом Самого Бога. Господь благословляет брак и освящает его, подавая молодоженам силы для дальнейшего духовного совершенствования во Христе. Счастье в браке, прежде всего, зависит от желания самих супругов идти по пути духовного роста, от их стремления к взаимопониманию и поддержки друг друга, а не от таких случайностей как угасание свечи или падение обручального кольца. Верования подобным преданиям является следованием ложной языческой традиции.

2. Некоторые люди стремятся повенчаться, не имея для этого серьезной духовной мотивации. Одни хотят венчаться  только лишь из-за красоты и торжественности последования венчания. Другие – для укрепления или сохранения семейных уз, например для того, «чтобы не изменял» или «чтобы не ушел из семьи супруг».

Конечно, организация запоминающегося бракосочетания и сохранение семейных уз являются благими намерениями. Но Таинство Венчания это не просто красивое торжество и не магический обряд, гарантирующий счастливый брак. Венчание это начало особой совместной жизни, посвященной Богу. В этом Таинстве супруги обещают быть верными друг другу перед лицом Господа и изъявляют желание строить свою семейную жизнь по Его святым заповедям. Жизнь с Богом – соблюдение христианского образа жизни и взаимный труд супругов, направленный на духовное совершенствование их уз, – именно это делает брак крепким и счастливым.

Таким образом, самым главным мотивом для венчания является «благое произволение» о создании христианской семьи, желание начала новой семейной жизни, посвященной Господу Иисусу Христу.

Важно помнить, что перед совершением Таинства Венчания необходимо зарегистрировать брак в ЗАГСе. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в церковный брак. Именно поэтому только зарегистрированная в ЗАГСе пара может быть допущена до венчания.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

  1. Готовящимся к венчанию в Воскресенском соборе необходимо принять участие в  собеседовании (по субботам в 16:00 - подойти в собор к «свечному ящику»  (там, где в соборе продают свечи).
  2. После собеседования брачующиеся готовятся к Таинствам Исповеди и Причащения.

Таинство венчания совершается Церковью в следующие дни:

Понедельник, среду, пятницу, воскресенье, кроме периода четырех больших постов, а также дней пасхальной Седмицы и Рождественских Святок. Церковь не венчает также накануне Двунадесятых, Великих и Храмовых Праздников!

 

Муж и жена, по замыслу Бога несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза  по словам Господа Иисуса Христа: «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6)

Во время бракосочетания Церковь молится о женихе и невесте. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства. Этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь.

 

Для Венчания нужно подготовить:

1. Обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику;

2. Венчальную пару икон: одну икону -  с изображением Спасителя, другую – с изображением Божьей Матери;

3. Венчальные свечи;

4. Рушник (белое полотенце).

На венчание необходима предварительная запись

По вопросам можно обращаться:

 

Телефон Воскресенского собора  8- (48533) 2 13 64