День памяти 23 июля

Священномученик Петр Николо-Эдомский – священник Петр Павлович Зефиров – родился в 1879 году в селе Ваулово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в семье потомственного священника.

Его отец, Павел Иоаннович, родился в 1843 году в семье диакона, в 1872 году закончил Ярославскую духовную семинарию и 15 августа того же года определен на священническое место в село Ваулово. Мать его была дочерью священника из известного рода Полозовых. 27 мая 1872 года в семье Зефировых родился сын Николай. 9 марта 1874 года родился второй сын Василий. Младший Петр родился 30 декабря 1879 года. Когда Коле было девять лет, а Пете всего два года, отец Павел овдовел, оставшись один с тремя малолетними детьми. Ему пришлось самому растить и воспитывать их. И можно предположить, сколько скорбей и тревог пришлось пережить отцу, пока сыновья не возмужали и не стали его опорой.

С 26 октября 1880 года по постановлению собрания Романово-Борисоглебского земства в Ваулово было открыто начальное народное училище. Отец Павел состоял в нем заведующим и законоучителем. Закон Божий он по своей воле преподавал безвозмездно. В 1891 году отец Павел был назначен наблюдателем церковноприходских школ. С 17 июня 1892 года он был депутатом (В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона сообщается: «В России так называется лицо, отряжаемое учреждением или сословием для присутствования при производстве какого-либо дела или каких-либо действий в видах ограждения интересов этого учреждения или сословия или лиц, к нему принадлежащих. До судебной реформы 1864 г. при производстве уголовных следствий должны были присутствовать депутаты того сословия или ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, причем депутаты от духовного ведомства, купечества и мещанства именовались постоянными, прочие – временными... Земским Положением 1890 г. и Городовым Положением 1892 г. в состав земских собраний и городских дум введены депутаты от духовного ведомства. Депутатами называются и лица, избираемые сословиями для производства особого рода дел, касающихся интересов сословия». Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. (Р) 2002 IDDK. (С) 2002 Мультимедиаиздательство «Адепт»).

26 августа 1903 года отец Павел был переведен на место настоятеля Богоявленской церкви в селе Никольское, что на Эдоме. В феврале 1905 года он был назначен на должность эконома при Ярославском духовном училище и священником при церкви этого училища.

Протоиерей Павел Иоаннович Зефиров имел множество наград от священноначалия: 28 сентября 1881 года он был награжден набедренником, 8 апреля 1884 года – скуфьей, 24 апреля 1888 года – камилавкой, 24 августа 1893 года – наперсным крестом, 13 марта 1910 года священник был удостоен императорского ордена святой Анны III степени.

С 1918 года отец Павел – заштатный священник. В июле этого года он подписывается как исполняющий должность настоятеля Богоявленской Николо-Эдомской церкви, а с 1 декабря проживает в Ваулово. С апреля 1921 года батюшка стал жить у старшего сына священника Николая в селе Вокшеры. Протоиерей Павел скончался в октябре 1921 года и был погребен в этом селе.

Старший брат священномученика Петра Николай был учителем Чирковской церковноприходской школы, а затем стал священником и с 1896 года (Газета «Собор». 2002. № 38) служил в Христорождественской церкви села Вокшеры, или, как его еще называли, Рождество-Вокширино, Сандыревской волости Романово-Борисоглебского уезда (ныне Даниловский район) до ее закрытия. Супругой отца Николая была дочь протоиерея Александра Ливанова – Павла Александровна. Впоследствии батюшка был переведен в Ярославль настоятелем Кресто-Богородского храма. Митрофорный протоиерей Николай Зефиров более 60 лет прослужил в Ярославской епархии. По характеристике архиепископа Димитрия (Градусова) он «был одним из приметнейших священников епархии». Скончался в феврале 1968 года.

Второй брат отца Петра, Василий окончил Романово-Борисоглебское трехклассное училище и был принят в число учеников Ярославской церковнопевческой школы при братстве святителя Димитрия. Но он не пошел по священнической линии, как предполагал отец. Василий Павлович закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и занимался росписью церквей, был художником. Известно, что он участвовал в Русско-японской войне 1904 – 1905 годов и служил на корабле сигнальным старшиной. А.С. Новиков-Прибой описал его в своей исторической эпопее «Цусима». Василий Павлович умер в 1942 году.

Село, где родился будущий священномученик, было имением Сенатора, Тайного советника графа Владимира Павловича Мордвинова. В нем было два храма: в честь Успения Божией Матери и во имя преподобного Александра Свирского. Храмы и все имение содержалось в образцовом порядке. Детство Пети проходило в этом живописном уголке России. Расположено село на открытой ровной местности при речке Вздериножке, с рощицами и полями окрест. Это прекрасное имение впоследствии было принесено в дар святому праведному Иоанну Кронштадтскому и облюбовано им для устроения Успенского женского скита. Место это неизменно вызывало искренний восторг святого молитвенника: «Но как ни как, я в Ваулове, прекрасном, как рай Божий... Природа в Ваулове великолепная, воздух чрезвычайно ароматный и здоровый... Здесь дивная красота природы... Луга, леса – загляденье – рай земной». Отец Иоанн впервые побывал здесь летом 1903 года. Художник С.В. Животовский, сопровождавший батюшку Иоанна в поездке, оставил такую запись о прибытии в Ваулово:

«Но вот среди зеленой рощи показались две белые старинные церкви, такая же белая колокольня и большой барский дом...

– Хорошее имение, хорошо будет здесь монахиням, – заговорил с нами ямщик. – Вот и колокольня эта замечательная... так в ней колокола подобраны, что «Коль славен...» играть можно. Батюшка здешний отец Павел – священник редкостный. Не священник – отец родной! Тридцать шесть лет уже служит. Да как служит-то! И певчих здесь нет, а из других приходов народ к нему идет, потому служит с душой... Постник он и праведной жизни человек, – закончил наш ямщик, когда мы уже въезжали на широкий двор усадьбы, где мы были встречены хозяином дома с чисто русским радушием и гостеприимством» (Животовский С.В. На север с отцом Иоанном Кронштадтским).

Высокий пример отца, чарующий простор русской природы и одновременно достодолжный порядок, царивший в храмах и во всем имении, не могли не оказывать благотворного влияния на развитие добрых качеств в душе ребенка. Детство его наполняли такие праздники, как описано в «Ярославских епархиальных ведомостях» празднование 6 апреля 1885 года в селе Ваулово тысячелетия кончины просветителя славян святителя Мефодия. Пете тогда было 6 лет и весьма вероятно, что он был его активным участником.

«С 9 часов утра раздался на колокольне Успенской церкви благовест к Литургии. В сем же храме тогда же приступлено было к совершению водоосвящения. Около половины десятого часа собрались в ту же церковь воспитанники Вауловской сельской школы, народ и соседний помещик Шмаков с сыном и шурином. По окончании водоосвящения последовал из Успенской церкви крестный ход в Александро-Свирскую церковь, в которой предстояло совершение самой Литургии; шествие направлялось по прямой, соединяющей названные два храма, на расстоянии ста сажень, дороге. Снегу было еще очень много, и серединою дороги, по насту, могли идти только дети; все же прочие лица, как с иконами, так и без оных, должны были идти друг за другом по валикам, коими обложена дорога со всех сторон. Впереди всех шел один из учеников школы, неся возженный фонарь; за ним несены были хоругви, выносной крест, икона Божией Матери в выносной раме, образ Воскресения Христова, местночтимая икона Грузинской Божией Матери; далее шли двое учеников Вауловской школы с возженными свечами, за ними несены были иконы: явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому и вновь сооруженная икона свв. Мефодия и Кирилла...Трезвон колоколов в продолжении всего шествия производим был с колоколен обеих Вауловских церквей... Было уже свыше половины одиннадцатого часа утра, когда началось совершение Литургии...

По окончании молебствия крестный ход в прежнем порядке, при звоне колоколов с обеих колоколен, направился от Александро-Свирской церкви по всему селу Ваулову; в продолжении шествия пелись попеременно пасхальные эксапостиларии «Плотию уснув» и стихиры «Да воскреснет Бог»; путь и все лежавшие на оном усадебные строения и причтовые домы и службы снаружи, а помещения Вауловской школы, пред которою шествие останавливалось для отправления литии, не только снаружи, но и внутри, окроплены были святою водою. По обратном внесении икон в Успенскую церковь, произнесены были здесь сугубая ектения и отпуст, после чего все прикладывались ко кресту. Все служение окончилось в исходе второго часа пополудни» (Ярославские епархиальные ведомости. 1885. Часть неофициальная).

По достижении возраста Петр был отправлен на учебу в Ярославскую духовную семинарию. В 1902, по окончании курса с аттестатом 2 разряда, Петр Павлович был определен учителем в Полтевскую церковноприходскую школу Ярославского уезда, 3 сентября 1903 года его назначили учителем в церковноприходскую школу села Никола-на-Эдоме Артемьевской волости Романово-Борисоглебского уезда, где в Богоявленской церкви настоятельствовал его отец.

6 марта 1905 года Преосвященным Сергием (Воскресенским), епископом Угличским, Петр Павлович был рукоположен во диакона, а через неделю – 13 марта – архиепископом Ярославским и Ростовским Иаковом (Пятницким) он был хиротонисан во священника к Богоявленской церкви села Никольское-на-Эдоме. Отец Петр пришел на место отца, священника Павла, в феврале переведенного в церковь Ярославского духовного училища.

Церковь в этом месте была издавна: поначалу – деревянная, построенная в 1611 году – «в лето 7119 году месяца ноембрия в 14 день» (Ярославские епархиальные ведомости. 1887. № 25. Часть неофициальная) по надписи святого антиминса – во имя великого угодника Божия святителя Николая, четырехпрестольная, с приделами: святой великомученицы Параскевы (упразднен в 1716 году), святого пророка Илии и во имя святителя Алексия митрополита, московского чудотворца. Простояла она до 1743 года, а потом «за ветхостью и служба Божия не совершалась лет с десять».

Богоявленская церковь, куда был назначен иерей Петр, «крепкая», построена в 1753 году тщанием полковника Афанасия Ивановича Алябьева и госпожи Евдокии Ивановны Качиковой. Храм был каменный, с такой же колокольней и оградой. На состояние 1908 года (во время служения в ней священномученика Петра) в ней было три престола: в холодной церкви – во имя Богоявления, в теплом приделе был престол во имя редкой иконы Божией Матери – Сурдегской (28 августа н.с.) и во имя святого чудотворца Николая. Чтимой святой иконой был образ Великомученицы Параскевы. К храму были приписаны две часовни. Одна – каменная – находилась вблизи церкви, другая, деревянная, была расположена в деревне Лукинской, в полверсты от Никольского. Для жительства священника, диакона и псаломщика при храме было три отдельных деревянных дома. В приход Богоявленской церкви входило 39 деревень, «всего l017 муж[чин] и 1151 жен[ щина]» (Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. 1908). Священномученик Петр прослужил здесь тринадцать лет, он был последним ее настоятелем.

В приходе были две начальные народные школы, и молодой священник одновременно состоял заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе, открытой для крестьянских детей в 1892 году, и законоучителем в Вауловской земской школе, которая располагалась в деревне Тарасове. В 1906 году попечением отца Петра совместно с помещиком Ожировским было построено новое здание для школы. По словам родственников он вложил немало собственных средств, и также на строительство использовались средства прихожан. Отец Петр контролировал работу этой школы и преподавал в ней Закон Божий. По архивной описи церковноприходских школ по Ярославской губернии Романово-Борисоглебского отделения (Начальное народное образование в Ярославской губернии. 1913) в январе 1910 года в школе обучалось 60 мальчиков и 40 девочек, «общее число учащих – 3 (законоучитель, учитель и учительница); перечень дополнительных предметов: история, география». В 1941 году часть школьного здания была оборудована под интернат для эвакуированных ленинградских детей. И хотя здание школы, построенное стараниями священномученика Петра сгорело, но школа в селе Никольском-на-Эдоме была до 1984 года, а затем переехала в село Столбищи, но до 1988 года называлась Николо-Эдомской.

Отец Петр также заведовал хозяйственной частью земской Шаровской богадельни в селе Никольском, основанной в 1874 году, которая так называлась по имени ее устроителя Романово-Борисоглебского мещанина Василия Александровича Шарова, проживающего в Романове-Борисоглебске. Содержалась она на средства основателя «на проценты с капитала 8 тысяч рублей» (Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. 1908).

В 1909 году священник был избран членом Благочиннического совета.

Отец Петр был женат на Лидии Сергеевне Филагриевской 1883 года рождения из известного священнического рода. Ее отец – протоиерей Сергий Филагриевский – с 1889 года по 1919 год служил в церкви села Аббакумцево Большесольского уезда, а с 1907 года состоял в должности благочинного по пятому округу Ярославского уезда.

У отца Петра и матушки Лидии было шестеро детей. 28 февраля 1907 года у них родилась дочь Наталия, и июня 1912 года – сын Павел, и августа 1915 года – Ольга. В некоторых описях значатся Сергий и Анастасия. В 1915 году Сергию было 1,5 года, а Анастасии – 3 месяца.

По предположению родственников они умерли в детстве, поэтому о них больше ничего не известно. Был еще сын Петр, но о нем известно только, что во время Великой Отечественной войны он был ополченцем в Ленинграде и пропал без вести. Близкие, напуганные репрессиями, боялись разыскивать Петра – сына расстрелянного священника.

Иерей Петр имел награды от священноначалия: 25 сентября 1908 года он был награжден набедренником, а 14 марта 1913 года – скуфьей. В «Сведениях благочиннического надзора о поведении священноцерковнослужителей с их семействами...» в клировых ведомостях за 1915 год благочинный протоиерей Леонид Сретенский дает священнику Петру Зефирову оценку «Отлично, хорошо».

Священномученик Петр участвовал в архиерейских богослужениях в Вауловском Успенском женском скиту.

Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий святой патриарх, совершил в Ваулово заупокойную Божественную Литургию «в сороковой день кончины в Бозе почившего устроителя скита отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. Сослужащими с архипастырем были: Романово-Борисоглебского собора протоиерей Леонид Сретенский, православный миссионер-катехизатор Северо-Американских штатов иеромонах Серафим, церкви села Богословское-на-погосте священник Иоанн Любомудров, местный священник Михаил Сретенский и церкви села Никольского-на-Эдоме священник Петр Зефиров... В дачном доме, где летом проживал покойный протоиерей, Владыка совершил заупокойную литию (в келейной мантии святителя Тихона, Задонского чудотворца, и в епитрахили отца Иоанна, хранящихся здесь)» (Ярославские епархиальные ведомости. 1909. № 11).

26 июня 1910 года, в празднование Тихвинской иконе Божией Матери, в Вауловском скиту служил Божественную литургию Преосвященный Сильвестр (Братановский), епископ Рыбинский, «в сослужении протоиерея Романово-Борисоглебского Воскресенского собора Леонида Сретенского, благочинного, священника Иоанна Виноградова, священника Петра Зефирова и монастырского священника Михаила Сретенского» (Ярославские епархиальные ведомости, 1910. № 29). Божественная Литургия совершалась в Успенском храме, где молился, будучи ребенком, священномученик Петр Николо-Эдомский, и где, уже страдавший тяжким недугом, летом 1908 года в течение сорока дней ежедневно совершал бескровную жертву великий молитвенник Русской земли Иоанн Кронштадтский.

Отец Петр был в добрых соседских отношениях со священником Михаилом Сретенским, избранным для служения в Вауловском скиту Кронштадтским пастырем, и посетил его в Никольском-на-Плесне, где тот служил уже после закрытия скита. Это был июль 1918 года, время Ярославского восстания. Отец Михаил сказал ему тогда: «Отец Петр, ты домой-то на Эдому не ходи, опасно. А матушке мы сообщим». Но отец Петр все же отправился домой. Там его уже ждали, и он был арестован (Из воспоминаний по рассказам отца Михаила жительницы Романово-Борисоглебска Елизаветы Николаевны Соловьевой).

В письме в Канцелярию Совета Всероссийского Православного Поместного Собора от 22 сентября 1918 года (7 октября – по новому стилю) сообщается, что во время начавшейся в городе Ярославле и Ярославской губернии в истекшем июне месяце сего года Гражданской войны, а также по окончании ее июле-августе месяце в Ярославской епархии по донесению отцов благочинных погибли насильственной смертью многие священно-церковнослужители. В этом списке под номером шесть сообщено: «священник ц[еркви] села Никольского на Эдоме, Р[омано]Борисоглебского уезда, Петр Зефиров расстрелян 10 июля во дворе Р[омано]Борисоглебской тюрьмы».

В рукописной книге Павла Николаевича Бучина «Хронологический материал по истории города Тутаева» за июль 1918 года отмечено: «Расстреляны по приговору ВЧК бывший предводитель дворянства Волков и исправник Медведев, священник Петр Зефиров». Тамже мы встречаем такую запись: «Бывший предводитель дворянства Волков, ярый противник Советской власти, оголтелый черносотенец, устроил у себя на даче штаб квартиру, откуда при помощи местного попа, попытался поднять крестьян на помощь Ярославским белогвардейцам. Крестьяне не пошли за ним. Волков был арестован и по приговору Военно-революционного комитета расстрелян». Из этого текста можно предположить, что автор имел в виду расстрелянного священника Зефирова.

В «Метрической книге на 1918 год, части третьей, о умерших» села Никольское-на-Эдоме под числом 17 за 10 июля числится имя умершего: «Священник местной церкви отец Петр Павлович Зефиров». В графе «От чего умер» – «Расстрелян в Ром[анов]Борис[оглебской] тюрьме». «Лета умершего» – 39. Отпет заштатным священником Павлом Иоанновичем Зефировым. Графа «Кто совершал погребение, и «где погребены» осталась незаполненной: после расстрела супруге отца Петра выдали только его Крест и Евангелие. Честные останки святого мученика остались для нас сокрыты.

Лидия Сергеевна была вынуждена работать в колхозе. Она умерла в 1978 году в Ленинграде.

По воспоминаниям Антонины Ивановны Егоровой, 1908 года рождения, жительницы села Сельцо Тутаевского района, записанным в 2002 году, «когда батюшку арестовали и повезли на телеге, плакала вся деревня». Сама она год училась в Николо-Эдомской школе. Помнит, что «в Николо-Эдомской церкви был замечательный церковный звон» (Воспоминания записала Л.В. Николенко).

30 ноября 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику святых священника Богоявленской Церкви села Никольское-на-Эдоме Петра Зефирова.

Составители: архимандрит Вениамин (Лихоманов), Л.И. Кузьмова

Фотографии предоставлены Татьяной Львовной Васильевой

 

Использованная литература:

1. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5508. Л. 131137.

2. ЯИАМЗ. Бучин П.Н. Хронологический материал по истории города Тутаева. Д. ТФ. 2 XM. ИП471\329а.

3. Ярославские епархиальные ведомости. 1909. № 11.

4. Ярославские епархиальные ведомости. 1910. № 29.

5. Ярославские епархиальные ведомости. 1885.

6. Ярославские епархиальные ведомости. 1887. № 25. 7. Начальное народное образование в Ярославской губер нии. 1913

8. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии.1908.

9. Животовский С.В. На север с отцом Иоанном Кронш тадтским.

10. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. (Р) 2002 IDDK. (С) 2002. Мультимедиаиздательство «Адепт».

11. Газета «Собор». 2002. № 38.

12. Домашние архивы, воспоминания родственников, старожилов.