21 января 2019 года в Ярославскую епархию из Успенского Вышенского женского монастыря Скопинской епархии Рязанской митрополии для поклонения верующих принесены ковчег с частицей мощей свт. Феофана Затворника и чудотворный список Казанской-Вышенской иконы Божией Матери.

Святыни прибыли в Казанский женский монастырь г. Ярославля 21 января 2019 года во время вечернего богослужения и будут находиться в обители в течение месяца. Об изменении в программе пребыванию будет сообщено дополнительно.

Перед святынями ежедневно совершается сугубая молитва. В Покровском храме каждый будний день  в 10 часов утра совершается молебен и пение акафиста Казанской иконе Божией Матери и молебен с пением акафиста святителю Феофану Затворнику с помазанием святым елеем, а в 16 часов ежедневно совершается молебное акафистное пение свт. Феофану Затворнику.

***

Икона Божией Матери Казанской Вышенской является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью. 9-го июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. Монахиня долго думала, кому после смерти передать святыню, и решила оставить ее своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре. Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года.

От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел.

После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 1940-е гг. он был передан в приходскую церковь. Вышенский монастырь был открыт лишь в 1990 году. В мае 1999 году в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской, которая до сего времени  пребывает в монастыре. 20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь.

Святитель Феофан Затворник – подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». Святитель подвизался в XIX веке. Он получил образование в Киевской духовной академии, затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны святитель преподает в Санкт-Петербургской Духовной Академии, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. С июля 1863 года святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях.

Мощи святителя Феофана были обретены в 1973 году на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря, протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преп. Сергия Радонежского в селе Эммануиловки, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым). С 1974 по 1988 год мощи находились в Троице-Сергиевой лавре.

В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию крещения Руси, епископ Феофан был причислен к лику святых. Так как в это время монастырь был закрыт, мощи святителя были положены в ближайшем к монастырю храме во имя преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки. 29 июня 2002 года во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь.

Пресс-служба Ярославской епархии/ Пресс-служба Романово-Борисоглебского благочиния