Село Петропавловское на Быковых горах расположено на крутом правом берегу Волги на границе Тутаевского и Ярославского районов (вблизи находится деревня Брянцево). До революции это была территория Романово-Борисоглебского уезда и благочиния.

В 1801 году в селе был построен каменный храм в честь Казанской иконы Матери Божией…

Престол в честь Казанской иконы Матери Божией находился в летней церкви. В теплой церкви были освящены два придела – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в честь Федоровской иконы Матери Божией. Из названия села (Петропавловское) возникает предположение, что здесь некогда был отдельный храм с престолом апостолов Петра и Павла, скорее всего, деревянный. Каменный храм, как правило, вбирает в себя посвящения престолов бытовавших на этой территории более древних сооружений.

Казанский храм соответствует стилю, господствующему в культуре и архитектуре той эпохи «классицизму», но с незначительными отзвуками предшествующего стиля «барокко» в оформлении наличников окон. В провинциальной архитектуре очень часто стили как бы «запаздывали». Имя архитектора, по проекту которого строился храм, неизвестно. Но, задавшись целью, исследователи могли бы найти его в архивах. Храм небольшой, гармоничный по пропорциям, в старину бы его назвали «ладным», строился, видимо, одновременно с колокольней.

Композиция размещения архитектурных объемов традиционная для православных храмов, часто называемая «кораблем»: по одной оси - колокольня, теплая церковь (трапезная), летняя церковь, алтарь. Вход в теплый храм осуществлялся через колокольню, она трехъярусная. Далее небольшой объем теплого храма, как и положено, с невысокими сводами для удобства отопления, очевидно, что здесь по правую и левую сторону были устроены приделы апостолов Петра и Павла и иконы Матери Божией Федоровской. Однако кажется странным, что престол первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых совершается летом 12 июля/н.ст., находился в теплой части храма. Входить в летнюю церковь можно как через теплый храм, так и через боковые входы в летнюю церковь. Летний храм высокий пятиглавый, в два света (т.е. два ряда окон), бесстолпный, с открывающимся во внутренний объем световым барабаном центрального купола.

В 1964 году храм был закрыт.

На сводах когда-то были росписи, ныне почерневшие и почти осыпавшиеся. С большим трудом просматриваются изображение Спасителя, восседающего на престоле, в окружении херувимов и серафимов, и ,кажется, сюжеты из Христологического цикла или избранные Двунадесятые праздники. На восточной стене крепился иконостас, также выполненный в стиле классицизма. От иконостаса сохранились лишь отдельные детали, зависшие в недосягаемой для варваров высоте, и то изрядно поврежденные. Алтарь одноапсидный. В интерьере утрачено все церковное убранство.

Состояние храма аварийное, на колокольне утрачена маковица, в теплой части храма полностью разрушены своды...

Не смотря на столь значительные разрушения, все-таки, со стороны возникает ощущение крепости стен храма и колокольни. Сохранился замечательный наружный архитектурный декор, портики, наличники окон, и т.д. . Удивительно, но даже в таком изувеченном виде просматривается былая красота храма в честь Казанской иконы Матери Божией.

Светлана Семенова

В этом году Казанский храм начал возрождаться: здесь служатся праздничные молебны и панихиды, были совершены две Божественные литургии. Руками прихожан-добровольцев проводились субботники и ремонтируется кровля. Быть может, милостью Божией этот храм когда-нибудь обретет прежний вид и молитвенная жизнь в нем возобновится.